Главная » Информация » Кафедра русского языка и литературы » Академические партнеры

Решение XXI-й Межд. конф. "Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике"

Решение
XXI-й Международной конференции Российской ассоциации исследователей,
преподавателей и учителей риторики
«Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе
и общественно-коммуникативной практике»

1. XXI-я Международная конференция по риторике состоялась в юбилейные дни 20-летия со дня основания Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Итогами деятельности Ассоциации являются возрождение и распространение риторики как науки и учебного предмета в вузах и школах России, утверждение интереса к грамотной и хорошей речи в разных областях общественной и профессиональной жизни, развитие разных форм пропаганды и борьбы за культуру русской речи. Проблемы российского словесного образования достаточно остро обсуждаются всем сообществом русистов и членам Российской риторической ассоциации есть что предложить для творческого внедрения новых идей для преобразования нашего научного, педагогического и общественно-речевого пространства.

Высокую оценку деятельности Ассоциации высказала в приветственном слове ректор Гос. института русского языка имени А.С. Пушкина, член Президиума РОПРЯЛ М.Н. Русецкая, которая не только одобрила деятельность Риторической ассоциации по распространению риторики и культуры речи в российском образовательном пространстве, но и сделала ряд перспективных предложений относительно будущей работы риторов-ученых и педагогов. В частности, специалисты Института Пушкина в сотрудничестве с коллегами из других организаций готовы создать Школу русского слова, которая занималась бы организацией курсов риторики и культуры речи (идея речепрофессиональной подготовки наших учителей), разработкой КИМов ГИА для учащихся 9-11 классов по обязательному экзамену «Устная речь» (риторическая проблема!), подготовкой конкурсов ораторского искусства среди школьников и студентов, опыт которых уже приобретен Институтом и стал традиционным для МПГУ и т.д..

Результаты деятельности Ассоциации, ее роль и влиятельность в жизни научно-педагогического сообщества русистов нашей страны определили наши коллеги других объединений русистов, которые поздравили участников Конференции с ее открытием. Л.В.Дудова, председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», написала в приветственном письме:

«20-лет назад риторы России объединились, чтобы напомнить обществу, о силе и правоте Слова, ответственности человека говорящего, важности сохранения и развития традиций отечественной риторической школы, соблюдения правил речевого поведения и культуры русской речи. Это было благородно и очень своевременно! … На протяжении двух десятилетий вы говорили о важности и необходимости особого отношения к Слову, не уставая доносить до общества мысль о том, что сила Слова – в тонком и глубоком сочетании в нем Правды, Смысла, Красоты. Низкий поклон вам за это рыцарственное служение большому и важному делу, новых достижений в ваших больших и очень нужных трудах».

Не менее высокую оценку сообществу риторов-русистов вынес председатель Координационного совета Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы Ю.Е. Прохоров:

«Ваши многолетние усилия в области распространения риторики и культуры речи, стремление воспитать у подрастающего поколения России любовь к русскому слову находят постоянное одобрение у научно-педагогического сообщества. За истекшие десятилетия было отрадно наблюдать, как возрождается в стране классическая наука, пишутся докторские и кандидатские диссертации, организуются различные фестивали и конкурсы, проводятся мастер-классы, вызывающие большой интерес у их участников. Вам удалось привлечь на свою сторону многих специалистов как в области филологии, так и смежных гуманитарных дисциплин, которые осознают роль и значение русской речи в организации любой профессиональной деятельности».

2. Конференция с удовлетворением констатирует, что большинство региональных риторических объединений в стране продолжает активно работать. Это относится не только к центральным отделениям (Московскому и Санкт-Петербургскому), но прежде всего к Воронежскому, Ярославскому, Красноярскому, Алтайскому. Мы ясно ощущаем, что у ассоциации сложился твердый состав ее сторонников в разных городах (Астрахань, Самара, Екатеринбург, Рязань, Саратов, из новых – Вологда, Тюмень). На каждой Конференции прибавляется число членов ассоциации, становится более заметной деятельность ее региональных отделений в российском общественно-культурном и образовательном пространстве.

3. Конференция констатирует, что существенно возросло число ее участников, к традиционным «старожилам» прибавились новые заинтересованные риторикой и культурой речи лица. В XXI-й Конференции всего приняло участие 104 человека, из них 50 – из Москвы, 54 – иногородних и зарубежных.

Города России представлены следующим количеством участников:

7 - Санкт-Петербург , 5 - Тюмень, 4 - Вологда, 3 - Ярославль, по 2 -Астрахань, Барнаул, Екатеринбург, Саратов, Красноярск, по 1 - Самара, Рязань, Киров, Волгоград, Кызыл, Орел, Воронеж, Смоленск, Саранск, Горноалтайск.

Иностранные участники Конференции:

8 – Китай, 3 – Украина (два – из Луганска), 2 - Турция, по 1 - Кыргызстан, Венгрия.

Очно в пленарном заседании Конференции приняли участие 87 человек, ряд авторов не смог приехать по уважительным причинам.

Конференция констатирует, что к открытию был издан фундаментальный сборник докладов 87-ми авторов объемом 584 страницы. Материалы сборника были предварительно разосланы участникам Конференции для ознакомления.

4. Основные результаты деятельности Ассоциации в 2016 г.:

4.1. В области научных публикаций подготовлены следующие издания:

  1. Аннушкин В.И., Чистякова И.Ю., Тарасов М.И., Кабанкова Ю.Ю. Риторика Патриарха. К 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / Сост. А.В. Щипков. Науч. ред. В.И. Аннушкин. – М., Русистика, 2017. 256 с.
  2. К 90-летию Ю.В. Рождественского. / Под ред. И.И. Богатыревой, А.юА. Волкова, А.Н. Качалкина, Л.А. Чижовой. - Сборник статей. М., Добросвет, 2016. 206 с. ( В сборнике статьи В.И. Аннушкина, А.А. Волкова, В.В. Смолененковой, В.В. Яхненко и мн. др.).
  3. Риторика. Семиотика. Языкознание: Сборник статей к 70-летию профессора А.А. Волкова / Ред. И.И. Богатырева, О.В. Никитин, А.С. Селютина (англ.), В.В. Смолененкова. – М., Добросвет, И.Д. «Городец», 2016. (см. в сборнике статьи: В.И. Аннушкин. «Об исторической и современной классификации жанров научной филологической словесности. – С. 11-18.; Смолененкова В.В. Риторика Сталина военного времени. С. 99-131 и др.)
  4. Инновационные модели коммуникативной подготовки бакалавров: проблемы, поиски, решения. Коллективная монография / Под ред. Т.Т. Черкашиной.- М.: ГУУ, 2015 - 243 с. (Монография выполнена в рамках научной работы кафедры и поддержке РОПРЯЛ и Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, стала лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшая научная книга 2015 года" в номинации "Гуманитарные науки". Всероссийский конкурс проводился Фондом развития отечественного образования. (В числе авторов И.А. Стернин, Л.В. Ухова, Т.Т. Черкашина, З.И. Курцева, Л.В. Филиндаш, Н.Ю. Паудяль и др.)
  5. Чувакин А.А., Василенко Т.Н., Медведев С.А., Шмаков А.А. Бытие текста в коммуникации: Бытие текста в коммуникации: коллективная монография [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Чувакина, А.А. Шмакова. – Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2016. – 4,5 Мб.
  6. Сковородников А.П. Экология русского языка. Красноярск. СФУ, 2016.
  7. Лингвистика информационно-психологической войны. Коллектив авторов: Сковородников А.П., Г.А. Копнина и др.
  8. Из зарубежных изданий наших коллег отметим готовящуюся в Китае монографию Линь Мэй «Социальная функция русской риторики» (грант докторантам Китая).

Защиты диссертаций:

  1. Аннушкина Т.В. «Поздравительная речь в разных сферах общения: содержание – композиция – стиль». Дис. … канд. филол. н. по спец. 10.02.01 – "русский язык". Науч. рук. В.Г. Костомаров.. Защищена в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина 19 октября 2016 г.
  2. 21 марта 2017 г. в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина состоится защита дис. … канд. филол. н. Кабанковой Ю.Ю. «Образ современного русского ритора (на материале публичных речей Патриарха Московского и всея Руси Кирилла)».

4.2. В сфере публикаций учебных и учебно-методических изданий:

  1. Смолененкова В.В. Основы риторической критики. Учебное пособие. М., Форум, 2016. 192 с.
  2. Щукина Д.А. Культура речи и деловое общение: Учебное пособие. СПб, ЛЕМА, 2016. – 127 с.
  3. Клименко Г.В., Шаталова Н.С. Практикум по культуре речевого общения для студентов-иностранцев III курса.М., МГЛУ, 2016. – 88 с.
  4. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие для бакалавров / Т.Е. Баженова, Ю.А. Белкина, В.Л. Карякина, О.А. Починяева. – Самара: СГСПУ, 2016. 329 с.
  5. Черкашина Т.Т. и др. Межкультурный диалог. Учебное пособие. - М.:ГУУ, 2016 - 238 с.
  6. Брусенская Л. А., Куликова Э. Г., Беляева И. В. Юридическая риторика. М., Норма, Инфра-М. 288 с.
  7. Ваджибов М.Д. Риторика: учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. – 3-е изд., перераб. и доп. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2016. – 295 с.
  8. Стернин И.А. Культура общения. Учебники для 1-9 классов. Воронеж, 2016. Учебники обновлены и дополнены.
  9. Из зарубежных изданий отметим готовящийся к изданию учебник Линь Мэй «Риторика. Для магистрантов Китая» (учебник составляется по гранту Сианьского иностранных языков).

4.3. В области международной деятельности:

  1. Регулярно проводятся конкурсы «Юный оратор» и «Юный чтец» на Международных олимпиадах по русскому языку для школьников стран СНГ и Балтии (очередная Олимпиада проведена в июне 2016 г. г.) (участники: кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина: В.И. Аннушкин, О.И. Горбич, Т.В. Кудоярова, И.В. Мануйлова и др. );
  2. Конкурс «Юный оратор» проведен на Международной олимпиаде по русскому языку для школьников стран дальнего зарубежья в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина: В.И. Аннушкин, О.И. Горбич, Т.В. Кудоярова, И.В. Мануйлова и др. в ноябре 2017 г.)
  3. В.И. Аннушкиным проведены мастер-классы и прочитаны лекции по русскому языку и риторике в Чехии в Праге (Российский центр науки и культуры), Карловых Варах (Гимназия), Брно (университет) с 26 апреля по 7 мая 2016 года;
  4. Т.Т. Черкашина в составе делегации российских вузов в рамках реализации ФЦП "Русский язык" читала лекции и проводила мастер-классы по речевой культуре, игровым технологиям диалогического стиля взаимодействия и методике РКИ в Израиле - 16 ноября - г. Беэр-Шева по адресу: ул. Мордехая Намира, 3, 17 ноября 2016 г. в г. Кармиэль, Хавацелет (школа «Ницаним»), 19 ноября 2016 г. в г. Ришон ле-Цион по адресу: Аарон Карон, 3. (ноябрь 2016 г.) (http://rusist2ru/index.php/o-proekte.html).
  5. На базе Алтайского государственного университета, совместно со специалистами Института филологии СО РАН и Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана, Респ. Казахстан), завершается подготовка учебного пособия по риторике для обучения филологов в магистратуре вузов приграничных территорий Алтая и Казахстана (научные руководили проекта проф. А.А. Чувакин и проф. К.Б. Уразаева).

4.4. Подготовлены и реализуются магистерские программы:

  1. В Воронежском университете; «Основы речевого воздействия», «Имиджелогия и спичрайтинг», «Психолингвистика и лингвокриминалистика» (рук. И.А. Стернин);
  2. В МГУ им. М.В. Ломоносова - специализация по риторике и спичрайтингу (А.А.Волков);
  3. В Гос. ИРЯП ведутся курсы риторики, стилистики, медиариторики, педагогической риторики в программах по преподаванию РКИ и межкультурной коммуникации (В.И. Аннушкин, А.Г. Жукова, Т.В. Кудоярова);
  4. В Алтайском ГУ - образовательная программа «Теория и практика речевой коммуникации» (рук. А.А. Чувакин);
  5. В Рязани – новая магистерская программа «Языковое и литературное образование школьника» (рук. Е.С. Богданова);
  6. В МПГУ – «Риторика и речеведение» (рук. Н.А.Ипполитова);
  7. В Ярославском ГУ курсы в магистратуре на факультете русской филологии и коммуникации.
  8. В ЯГПУ им. К.Д. Ушинского на факультет русской филологии и культуры «Риторика в рекламе и связях с общественностью» (разработчик Л.В. Ухова)
  9. В Самарском гос. социально-педагогическом университете (СГСПУ) магистерская программа «Речеведение» (рук. проф. Е.П. Иванян, совместно с доцентом, к.п.н. Ю.А. Белкиной)
  10. В Смоленском ГУ – «Теория текста» (М.И. Тарасов).
  11. В Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва «Теория и практика коммуникации» (г. Саранск, О.В. Филиппова)

4.5. Курсы повышения квалификации по риторике:

В современном образовании наиболее популярной формой повышения квалификации является учеба преподавателей по программам ДПО (дополнительного профессионального образования). Члены РРА активно участвуют в подготовке и реализации этих программ:

1. В Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина (рук. В.И. Аннушкин) созданы следующие программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО):

А) Педагогическая риторика и культура речи учителя;

Б) Деловая риторика и культура общения.

В) Риторика и культура речи государственных служащих в системе образования.

Фрагменты первого из названных курсов прошли апробацию в курсе ФПК для учителей школ в Кузьминках г. Москвы с ноября по 2015 г. по январь 2016 г..

2. Черкашина Т.Т. (Академия управления) разработала программу повышения квалификации для работников образовательной сферы г. Москвы "Русский язык на службе межкультурного диалога" в рамках субсидий Департамента образования Правительства г. Москвы и провела в октябре-декабре 2016 г. с участием членов Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики (М.Р. Савовой, М.В. Рейзвих) 16 лекций, семинаров, круглых столов, мастер-классов. Профессиональную квалификацию повысили учителя московских школ и вузов, в т.ч. преподаватели ГУУ, МГПУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РУДН.

3. В ЯГПУ им. К.Д. Ушинского созданы следующие программы ДПО (разработчик Л.В. Ухова):

А) Техника речи

Б) Практическая риторика

В) Основы спичрайтинга

4. В Воронеже проводятся курсы повышения квалификации в области русского языка, культуры речи и культуры общения для разных категорий слушателей (руководителей, госслужащих, педагогических работников, молодежи, работников СМИ и т.д.). Курсы «Культура речи» и «Эффективное общение» проведены для госслужащих правительства области.

5. В Смоленском ГУ:

А) Официально-деловой стиль современного русского языка и его особенности на государственно-гражданской службе.

Б) Коммуникативные технологии в рамках лингво-культурологического дискурса.

6. В Ростове проводятся курсы повышения квалификации для госслужащих по риторике и культуре (рук. Э.Г. Куликова).

 

4.6.В сфере проведения конференций и семинаров:

Основной формой обмена научными знаниями, опытом преподавания стали различные конференции, форумы и семинары. В 2016 году были организованы следующие научные мероприятия, в которых члены РРА принимали активное участие. Отметим наиболее важные:

  1. Аннушкин В.И. Передачи о русском языке и культуре речи на теле- и радиоканалах СМИ: проблемы и предложения // «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ». Коллективная монография. Материалы Научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. 2016. С. 13-21.
  2. Аннушкин В.И. Язык – речь – слово и наука филология в свете проблем современного образования // Всероссийский форум русского языка, посвящённый наследию академика И.И. Срезневского. 12-15 апреля 2016 г. Сборник материалов, Рязанский ГУ. С. 16-25.
  3. Аннушкин В.И. О термине словесность и задачах Общества русской словесности // Проблемы риторики, поэтики и стилистики в современном информационном обществе. Межвузовский сборник научных трудов. Издательский дом «Астраханский университет», 2016. С. 6-10.
  4. Аннушкин В.И. Культура речи преподавателя и студента в преподавании РКИ // Русский язык и культура речи: актуальные прблемы обучения: сборник статей научно-практической конференции / Отв. Л.С. Крючкова. – М., ИИУ МГОУ, 2016. – С. 3-11.
  5. Аннушкин В.И. Педагогическая риторика и культура речи в преподавании РКИ // Русский язык в славянском и неславянском мире: лингводидактиеский аспект. Кафедра русистики Университета Кирилла и Мефодия в Трнаве. – Словакия. Трнава, 2016. – С. 29-40.
  6. Аннушкин В.И. Мастер-классы и лекции в рамках тематической смены, направленной на сохранение и поддержку русского языка, российской культуры и образования на русском языке 7-12 ноября 2016 Г. на базе ФГБОУ ВДЦ «Орленок».
  7. Аннушкин В.И. Лекция и мастер-класс «Русский язык и риторика в жизни общества и личности» на XIII Всероссийских с международным участием научных чтениях памяти В.И. Даля, проведенных в Канском педагогическом колледже 16-18 ноября 2016 года.
  8. Под председательством А.А. Чувакина и Т.В. Чернышовой в Алтайском государственном университете проведены два заседания постоянно действующего международного научного семинара «Филология и коммуникативные науки: направления взаимодействия» с обсуждением проекта «Риторика: учебная книга для магистратуры по направлению “Филология” вузов сопредельных территорий России и Казахстана» (апрель, ноябрь 2016).
  9. Мануйлова И.В. Мастер-классы и лекции в рамках тематической смены, направленной на сохранение и поддержку русского языка, российской культуры и образования на русском языке 7-12 ноября 2016 г. на базе ФГБОУ ВДЦ «Орленок».
  10. Мануйлова И.В. Приемы обучения ораторскому искусству на занятиях по риторике в неславянской аудитории // Русский язык в славянском и неславянском мире: лингводидактический аспект: материалы международной научно-практической конференции (Универ­си­тет Св. Кирилла и Мефодия в г. Трнаве, 5-6 мая 2016г.) – Словакия, Трнава, - Tribun EU 2016.
  11. В рамках ежегодной международной научно-практической конференции «Человек в информационном пространстве», которая проходит в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского на факультет русской филологии и культуры, созданы 3 секции (руководители Л.В. Ухова, Н.В. Аниськина) «Жанровые аспекты речевой коммуникации», «Коммуникативный подход в преподавании русского языка и литературы в школе и вузе», «РКИ и РКН в современном лингвокультурном пространстве», в работе которых обсуждаются актуальные проблемы современной коммуникативной практики.

 

4.7. В сфере организационной и просветительской деятельности:

  1. Живое слово. Проект телеканала «Культура» ВГТРК. Подготовлены 40 получасовых телепередач («интеллектуальное шоу», мастер-классы) о русском языке, культуре русской речи, речевом воспитании и образовании. 1-25 июня 2015 года. 2 – 26 ноября 2015 г, 21 марта по 7 апреля 2016 г. Ведущий – В.И. Аннушкин. См. описание передач на сайте телеканала «Культура» с аннотациями передач, раздел «Архив» с записями всех передач.
  2. В.И. Аннушкин. Уроки русского // Радиопередачи русском языке, культуре речи, риторике. Радиостанция ВЕСТИ-FM. Одна передача в две недели по средам. 21.10-22.00.
  3. Савова М.Р. выступила в выпусках передачи «Родное слово», посвященных технике речи предвыборным дебатам, на радиостанции РСН 03.07.2016 и 07.08.2016 https://life.ru/t/роднаяречь/887898/rep_zharghon_i_trieugholnichiek_mierkiel_kak_politiki_zavoiovyvaiut_vnimaniie_auditorii
  4. В Воронеже по инициативе Консультативного совета по русскому языку в сфере публичного использования при Воронежской Государственной думе реализуется проект «Вежливый Воронеж» (И.А. Стернин). В газетах области имеется одноименная рубрика с рассказом о вежливых людях. ТВ Губерния и радиопрограмма «Территория слова» создают очерки о вежливых по профессии, передачи «Адрес вежливости» с пропагандой вежливых сотрудников государственных и частных учреждений. Проведена акция «Конкурс» с чтением стихов о вежливости, выпусками школьных стенгазет¸ музыкальными сочинениями (песенками о вежливости) и т.д.. В библиотеках созданы выставки книг про вежливость, проведены беседы о вежливости.

В Воронежской области работает Комиссия по распространению и пропаганде норм русского языка в публичной сфере. По ее инициативе в сентябре проведены День родного языка в феврале, день грамотности в сентябре 2016 года. В Областной универсальной библиотеке им. И.С. Никитина в рамках лектория «Русский язык сегодня» прочитаны 6 лекций.

Богатый и разнообразный опыт Воронежского отделения Ассоциации рекомендуется к использованию в других регионах страны.

  1. Государственная Дума РФ. Мастер-класс В.И. Аннушкина «Русский язык в жизни личности – общества - государства» (для депутатов Комитета по делам национальностей, преподавателей, студентов и старшеклассников). 26 января 2016г.
  2. Липатова В.Ю. Мастер-класс "Первое впечатление нельзя произвести дважды" на семинаре "Эффективная самопрезентация", прошедшем в конференц-зале Здания Правительства Москвы 29 марта 2016 года под эгидой ГБУ "Деловой клуб".
  3. Аннушкин В.И.. Слово за слово. Творческий вечер. Проект «Объектив культуры» в Доме правительства Москвы на Новом Арбате. 7 апреля 2016 года.
  4. Аннушкин В.И. 2 сентября 2016 г. – проведение мастер-класса на Пушкинской площади в рамках Московского фестиваля «Снова в школу», организуемого Департаментом образования Правительства Москвы.
  5. Аннушкин В.И. 11 сентября 2016 г. – проведение мастер-класса на ВВЦ на Международной книжной ярмарке на площадке Издательства «Словари XXI века».
  6. Ерохина Е.Л. 22 –24 сентября 2016 года. Выступление на II Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы «Российская словесность – культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному Отечеству».
  7. Аннушкин В.И., Жукова А.Г. В Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина проведен Московский городской конкурс «Живое литературное слово» с двумя конкурсами: Выразительное чтение и Конкурс ораторов.
  8. Там же проведен 2-й Городской конкурс «Юный оратор»: 1-й тур – заочный. 2-й тур – очный в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина .
  9. В Международном фонде славянской письменности и культуры проводятся заседания Дискуссионного клуба Риторического центра «Златоуст» (всего проведено за три года 40 заседаний; научный руководитель Клуба – В.И. Аннушкин; преподаватели – С.В. Меньшенина, А.С. Хасин). Занятия по четвергам раз в месяц с 19.00 до 22.00;
  10. В.И. Аннушкин. Проведены вебинары в Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина по риторике в рамках программы «Он-лайн-образование на русском»: Темы: Риторика как учение об убедительной и эффективной речи: теория – практика - обучение.Способы обучения риторике, или как учиться хорошо говорить?
  11. Курцева З.И. 19 мая 2016 г. – вебинар для специалистов органов управления образованием, учреждений профессионального образования, региональных ИПК и ПРО, методических центров, руководителей, методистов и педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам развития речевой культуры дошкольников – 116 точек подключения из 34 территорий РФ + Луганск.
  12. Л.В. Ухова, Н.В. Аниськина в течение последних 6 лет ежегодно организуют совместный с Государственным историко-архитектурным музеем г. Ярославля просветительско-образовательный проект, посвященный Дню славянской письменности и культуры «Территория слова». В залах «Слова о полку Игореве» проходят риторический агон «Священное уменье говорить…» (между старшеклассниками ярославских гимназий), дебаты между студентами 1 курса направления «Журналистика» (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского) и литературный турнир между студентами 2 курса направления «Филологическое образование» (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского) – на всех курсах читается дисциплина«Риторика».
  13. На факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К.Д. Ушинского действует научно-методический Центр теории и практики речевой коммуникации "Диалог" (руководитель - Л.В. Ухова), изучающий актуальные проблемы современной коммуникации, современные процессы медиакультуры и языковую личность в контексте современного информационного пространства. Создание и сохранение благоприятной речевой среды региона – одна из важнейших социально-коммуникативных задач Центра. В связи с этим сотрудники Центра «Диалог», используя возможности регионального телевидения, местной периодической печати (специализированные рубрики о культуре речи жителей региона), решают важные научно-просветительские задачи: ограждение современной языковой личности от «словесных загрязнений» и «информационного мусора» в пространстве социальной и деловой коммуникации, формирование грамотной и активной позиции «человека говорящего и пишущего», критически осмысливающего свое и чужое коммуникативное поведение.
  14. «Риторическая культура личности XXI века» (научное консультирование, тренинг, помощь в подготовке и редактировании текстов и т.п.) в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва (г. Саранск, рук. О. В. Филиппова)

 

4.8. В области просветительской публикаторской деятельности

Конференция отмечает активность отдельных региональных отделений Ассоциации, ведущих широкую публицистическую деятельность по распространению риторических и коммуникативных знаний:

в Москве издаются журналы с постоянно публикуемой проблематикой риторического и культурно-речевого содержания. Это - «Русская речь» и «Русский язык за рубежом» (В.И.Аннушкин, Т.В. Аннушкина), «Русский язык в школе» (Л.Г. Антонова);

в Санкт-Петербурге – «Мир русского слова» (Д.А. Щукина),

в Воронеже – «Вестник Воронежского университета. Филология» (И.А. Стернин).

в Барнауле – продолжается издание научного журнала «Филология и человек», который входит в «Перечень» ВАК (гл. ред. Т.В. Чернышова, пред. ред. совета – А.А. Чувакин);

В Красноярске издается сетевой научный журнал «Экология языка и коммуникативная практика» (гл. ред. А.П. Сковородников) – – в открытом доступе размещен на сайте Сибирского федерального университета (http://ecoling.sfu-kras.ru/) и представлен в Научной Электронной библиотеке (http://elibrary.ru/title_about.asp?id=50861);

В Барнауле издается ежегодник «Филолого-коммуникативные исследования» (науч. редакторы А.А. Чувакин (АлтГУ) и И.В. Силантьев (директор Институт филологии СО РАН).

В Ярославле в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского издается рецензируемый научный журнал «Верхневолжский филологический вестник» (заместитель главного редактора и ответственный редактор Л.В. Ухова) – поданы документы в ВАК на включение в Перечень.

В Дагестане (Махачкала) издается новый журнал «Дидактическая филология». – 2016. - № 1, 2, 3 / главный редактор М.Д. Ваджибов – см. http://journals.state-and-society.ru/index.php/dfil/index. В журнале публикуются статьи о риторике и культуре речи.

В Воронеже издается брошюра «Мобильный этикет» при содействии департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области, проводятся публичные презентации с раздачей брошюр в школах.

 

4.9. КУРСОВОЕ обучение:

Конференция с удовлетворением отмечает продолжающееся успешное развитие существующих научно-педагогических центров преподавания риторики, в которых ведётся эффективное преподавание риторики, культуры речи, проводятся разнообразные тренинги и семинары по культурно-речевой тематике:

курсы риторики и делового общения Центра коммуникативных исследований Воронежского университета,

курсы коммуникативной подготовки факультета филологии и коммуникации в Ярославском ГУ им. П.Г.Демидова,

курсы риторики и ораторского искусства Риторического центра «Златоуст» в Международном фонде славянской письменности и культуры в Москве

Конференция одобряет контакты с Тюменским институтом публичных выступлений, директор которого И.А. Баржак приняла участие в конференции. Поддержана инициатива И.А. Баржак о создании в Тюмени Регионального Тюменского отделения РА.

Риторическая ассоциация на базе Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина планирует создание Школы русского слова, где будут организованы постоянные лектории для различных групп населения и научно-популярные курсы риторики и культуры речи. Открытие Школы русского слова с проведением регулярных занятий Риторических школь для взрослых и старшеклассников планируется на конец марта 2017 г..

Л.В. Уховой проводятся курсы «Искусство речи» (3 ступени: 1 – Техника речи, 2 – Риторика, 3 – Ораторское мастерство) в Санкт-Петербургской школе телевидения для всех желающих повысить эффективность публичной речи.

4.10. О преподавании риторики в школе

Участники конференции с сожалением констатируют, что преподавание риторики в школах продолжает держаться на энтузиазме лиц, ведущих эти курсы. Курсы риторики снимаются во многих школах, либо создаются некие эклектичные курсы, не дающие обучающего эффекта, которые, к тому же, ведутся неспециалистами, преподавателями с низким уровнем профессиональной обученности.

Конференция призывает членов Ассоциации активнее участвовать в распространении и поддержании риторики в школах, тем более что интерес учителей пробуждается немедленно, стоит им познакомиться с содержанием предмета риторики и почувствовать ее практическую пользу для их личной профессиональной подготовки и развития коммуникативных навыков учащихся.

Целесообразно мотивировать учителей и руководство школ необходимостью риторической подготовки учащихся к устным выпускным экзаменам, что требует навыков монологической речи.

Из инициатив членов Ассоциации отметим проведение в МБОУ СОШ № 132 г.о. Самары элективного курса риторики в начальной школе (по программе Т.А. Ладыженской), а также факультатива в гуманитарном классе с общим названием «Культура. Текст. Коммуникация» (авторская программа Ю.А. Белкиной).

 

5. Основными задачами Риторической ассоциации на 2017 г. считать:

Публикация (желательно, репринтная) классических трудов по отечественной риторике (в ближайшее время – учебника И.С. Рижского «Опыт риторики», 1796 г.)

Развитие разнообразных форм обучения риторике, деловому общению через систему курсов, семинаров, мастер-классов;

Выпуск методической и учебной литературы по практическим аспектам обучения риторике и деловому общению;

Развитие системы обучения риторике и коммуникативным дисциплинам через систему элективных курсов;

Развитие дистанционного обучения риторике;

Проведение диссертационных исследований в области коммуникативных дисциплин;

Рекомендовать к проведению и распространению опыт проведения конкурсов ораторского мастерства в МПГУ, МГПУ, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина и других вузах;

К следующей Риторической конференции рекомендовать организаторам включить в программу мастер-классы специалистов, имеющих опыт проведения таких конкурсов. Просить коллег из вузов, где проводятся подобные конкурсы, подготовить и предоставить для обсуждения видеоматериалы конкурсов (такие материалы имеются, например, в Гос. ИРЯП);

Конференция предлагает руководству Ассоциации обратиться в Министерство образования и науки с предложениями учесть многолетний опыт работы преподавателей риторики при разработке 1) требований к организации устного экзамена по русскому языку и литературе в школе; 2) требований к организации письменного экзамена по написанию сочинения.

 

6. Структура и управление Ассоциацией.

Конференция подтверждает полномочия Совета и его руководства (председателя и его заместителей).

Конференция предлагает сократить количество региональных отделений и считать работающими только те из них, в которых ведется реальная деятельность и поддерживается связь с руководством Ассоциации. В настоящее время таких отделений – 14, включая в это число новое Тюменское отделение в соответствии с инициативой участника Конференции И.А. Баржак. Таким образом, в настоящее время в Риторической ассоциации России имеются следующие региональные отделения:

  1. Московское (рук. Н.А. Ипполитова),
  2. Санкт-Петербургское негуманитарных вузов (рук. Д.А.Щукина),
  3. Воронежское (рук. И.А. Стернин.), включая Россошанское (рук. Н.М. Царевская) и Борисоглебское (рук. И.А. Морозова),
  4. Ярославское (рук. Л.Г. Антонова),
  5. Красноярское (рук. А.П. Сковородников),
  6. Алтайское (рук. А.А. Чувакин),
  7. Саратовское (рук. О.Б. Сиротинина),
  8. Астраханское (рук. О.Н. Паршина),
  9. Екатеринбургское (рук. Т.В. Матвеева),
  10. Пятигорское (рук. Н.Л. Грейдина)
  11. Смоленское (рук. П.В. Силаев),
  12. Гродненское (рук. С.М. Антонова.),
  13. Ивановское (рук. Л.Н. Михеева),
  14. Тюменское (рук. И.А. Баржак).

 

Конференция отмечает среди наиболее активно работающих региональных отделений следующие: Московское (рук. Н.А. Ипполитова), Воронежское (рук. И.А. Стернин), Алтайское (рук. А.А. Чувакин), Ярославское (рук. Л.Г. Антонова). В то же время ряд региональных отделений участвуют в работе Ассоциации формально, сведения об их деятельности поступает недостаточно. Конференция поручает председателю и его заместителям связаться с отсутствовавшими на Конференции руководителями региональных отделений для получения сведений о состоянии дел в их регионах и отчетов о работе.

 

Конференция предлагает утвердить Совет Риторической ассоциации в количестве 16 человек:

 

  1. Аннушкин Владимир Иванович (Москва, председатель)
  2. Ипполитова Наталья Александровна (Москва, зам. председателя)
  3. Стернин Иосиф Абрамович (Воронеж, зам. председателя)
  4. Антонова Любовь Геннадьевна (Ярославль, зам. председателя)
  5. Вершинина Галина Борисовна (Новокузнецк)
  6. Волков Александр Александрович (Москва)
  7. Ладыженская Таиса Алексеевна (Москва)
  8. Марченко Ольга Игоревна (Санкт-Петербург)
  9. Паршина Ольга Николаевна (Астрахань)
  10. Савова Марина Робертовна (Москва)
  11. Сиротинина Ольга Борисовна (Саратов)
  12. Сковородников Александр Петрович (Красноярск)
  13. Чувакин Алексей Андреевич (Барнаул)
  14. Щербакова Елена Анатольевна (Украина, Киев)
  15. Щукина Дарья Алексеевна (СПб)
  16. Богданова Елена Святославовна (Рязань)

 

7. Участники Конференции отмечают высокий уровень подготовки конференции и выражают благодарность руководству Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина и проф. Аннушкину В.И. за отличную организацию научной программы конференции, проведение мастер-классов и круглых столов. Особенно интересны были вечер отдыха, посвященный 20-летию Ассоциации, литературно-музыкальный вечер с введением в наш «риторический» круг новых лиц, содержательная культурная программа (посещение нового интерактивного музея «Стрелецкие палаты»).

 

8. Поручить В.И. Аннушкину, Д.А. Щукиной, М.Р. Савовой подготовить и опубликовать хронику Конференции в ведущих филологических журналах России.

 

9. Провести широкое оповещение о мероприятиях РРА на сайтах в Face-book-e, в Контакте, университетских и институтских сайтах, возобновить активную работу сайта РРА и продумать мероприятия для дистанционных контактов членов РРА (отв. В.И. Аннушкин, И.А. Стернин, Д.А. Щукина, Л.Г. Антонова, М.Р. Савова).

 

10. Провести следующую ХХII-ю Конференцию в Санкт-Петербургском Горном университете 29-31 января 2018 года на кафедре русского языка и литературы по теме «Актуальные проблемы риторики и культуры речи в современном обществе и новом образовательном пространстве» (отв. Д.А. Щукина).

 


Категория: Академические партнеры | Добавил: admin | Дата добавления: 27.02.2017 | Просмотров: 877